Обычно люди не очень довольны своими семьями. Мы часто думаем, что нам больше нечего ожидать от нашего супруга, мы разочарованы в наших детях, которые не оправдали наших надежд, мы упрекаем наших родителей за недостатки в нашем воспитании или образовании. И тогда мы мечтаем о другой семье - о счастливой семье из рекламного ролика. Сегодня, как и каждый год в первое воскресенье после Рождества, литургия призывает нас размышлять о Святом Семействе. Часто у нас создается наивный образ Святого Семейства подобно тому, как наивны наши представления о совершенной семье. Мы обычно думаем, что Святое Семейство не имело никаких проблем, не переживало кризисов, что оно безмятежно жило в Назарете.
На самом деле Святое Семейство не совпадает с нашим идеалом семьи. Оно испытывало те же проблемы, что и наши современные семьи. Как и наши семьи, оно переживало трудности, непонимание, страдания. Во-первых, Иосиф обнаружил, что его невеста беременна, и хотел Ее отпустить. Перед рождением Ребенка из-за переписи населения им надо было идти в Вифлеем, где им пришлось положить Младенца в ясли, потому что не нашлось им места в гостинице. Наконец, узнав о намерениях Ирода, они вынуждены были бежать в Египет. Но трудности продолжаются: когда Иисусу исполняется двенадцать лет, Он остается в Иерусалиме в Храме, не предупредив Своих родителей. Да, Святое Семейство очень похоже на наши современные семьи. Празднуя торжество Святого Семейства, Церковь предлагает нам не пример для подражания, а тайну - тайну семейной любви, которая скрыта именно в этих трудностях. Каждый член Святого Семейства воплощает один аспект этой тайны.
Первый аспект семейной любви открывает нам святой Иосиф. Он показывает, что человек, с которым мы делим жизнь, - это дар Божий. Евангелие повествует о том, как Иосиф, обнаружив, что его Невеста беременна, "хотел тайно отпустить Ее". Можно себе представить, какая это была драма для Иосифа, какие переживания, сомнения! Но ангел говорит ему: "Не бойся принять Марию, жену твою" (Мф 1,20). Что касается нашей жизни, у нас может складываться впечатление, что мы сами выбираем, с кем нам жить. Это не совсем так: Бог посылает нам этих людей или посылает нас к ним. Конечно, мы свободны и можем принять их или отвергнуть, подобно тому, как Иосиф и Мария могли отказаться от совета ангела. Однако Сам Бог посылает нам тех, кого мы любим, даже наших родителей и детей. Мы обычно говорим: "У меня есть дети". Библия говорит по-другому: "Младенец родился нам; Сын дан нам" (Ис 9,6). Если мы осознаем, что наши близкие - это дар Божий, что супруг, супруга, дети, родители посланы нам Богом, мы не будем относиться к ним как к своей собственности, а будем уважать их свободу, их тайну, будем принимать их такими, какие они есть, потому что они, прежде всего, принадлежат Богу. Если в общении с ними появятся трудности, мы будем смотреть на наших близких не как на людей, случайно возникших в нашей жизни, а как на дар Божий, который нам надо сохранить. Любовь невозможна без уважения к тайне другого человека. Святому Иосифу должно было чтить тайну Марии, победить свое непонимание и даже подозрения. Ангел говорит ему: "Осторожно, твоя жена не твоя собственность. У Нее, прежде всего, особые отношения с Богом". Да, наши близкие - это дар Божий. Вот первый аспект любви, который показывает нам Святое Семейство, особенно Иосиф.
Пресвятая Дева Мария открывает нам другой аспект семейной любви: Она показывает нам, что любовь требует времени, что любовь - это опыт, который надо постоянно углублять. Из Евангелия мы узнаем, что Мария часто не понимает того, что происходит в Ее семье: во время Благовещения, в Кане Галилейской, в Иерусалимском Храме или когда Она хотела говорить со Своим Сыном во время Его проповеди (см. Мф 12,46-50). И в сегодняшнем отрывке Евангелия о бегстве в Египет кажется, что Она ведет Себя очень пассивно. Однако Евангелие часто повторяет, что Мария "сохраняла все слова в сердце Своем". Мы также не все понимаем в наших близких. Или, наоборот, нам кажется, что наши родные, даже если они нас любят, не понимают нас, что наши родители не в состоянии нас понять. Или супруги, после того, как влюбленность проходит, дети вырастают, могут думать, что они уже все знают друг о друге, что ничего нового уже не будет. Это неправда. Богородица, Которая смогла понять смысл Своей семейной жизни только у подножия Креста, а, может быть, даже только после воскресения Своего Сына, показывает нам, что любовь требует времени, нуждается в том, чтобы мы каждый день углубляли ее, каждый день искали новые поводы любить тех, кого Бог послал нам.
А что открывает нам Иисус в Своих отношениях с семьей? В этой связи особенно важным является повествование Евангелия о том, как родители после трех дней поисков нашли Его в Иерусалимском Храме. Когда они наконец нашли Его, Христос строго упрекает их: "Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?" (Лк 2,49). Для них это был, конечно, трудный опыт, который они, по словам евангелиста, не поняли. Интересно отметить, что Евангелие описывает обретение отрока Иисуса в Храме как пасхальный опыт: это происходит во время праздника Пасхи, они ищут Его в течение трех дней и находят Его совсем другим, подобно тому, как святые жены мироносицы не узнали воскресшего после трех дней Христа. Таким образом, евангелист показывает, что этот опыт был для родителей Христа опытом смерти и воскресения - пасхальным опытом. Можно сказать, что все семейные отношения должны пережить подобную Пасху. Всякая любовь: между супругами, между родителями и детьми - должна пережить такую смерть и воскресение, такой пасхальный опыт. Наши представления о жене, о муже, о наших детях, родителях оказываются неверными, или отчасти верными, они должны умереть и воскреснуть, чтобы мы нашли своих близких другими.
Итак, можно сказать, что Святое Семейство учит нас подобно Иосифу принимать наших близких как дар Божий, подобно Пресвятой Деве каждый день углублять эту любовь, и учит нас переживать пасхальный опыт в отношениях с нашими близкими. Да, братья и сестры, "Младенец родился нам", только этот Младенец растет, скрывается от нас, и нам надо постоянно искать Его, ибо Он хочет привести нас к Своему Отцу.
свящ. Иакинф Дестивель ОР
Комментариев нет:
Отправить комментарий