30.12.07

Тайна семейной любви

Обычно люди не очень довольны своими семьями. Мы часто думаем, что нам больше нечего ожидать от нашего супруга, мы разочарованы в наших детях, которые не оправдали наших надежд, мы упрекаем наших родителей за недостатки в нашем воспитании или образовании. И тогда мы мечтаем о другой семье - о счастливой семье из рекламного ролика. Сегодня, как и каждый год в первое воскресенье после Рождества, литургия призывает нас размышлять о Святом Семействе. Часто у нас создается наивный образ Святого Семейства подобно тому, как наивны наши представления о совершенной семье. Мы обычно думаем, что Святое Семейство не имело никаких проблем, не переживало кризисов, что оно безмятежно жило в Назарете.

На самом деле Святое Семейство не совпадает с нашим идеалом семьи. Оно испытывало те же проблемы, что и наши современные семьи. Как и наши семьи, оно переживало трудности, непонимание, страдания. Во-первых, Иосиф обнаружил, что его невеста беременна, и хотел Ее отпустить. Перед рождением Ребенка из-за переписи населения им надо было идти в Вифлеем, где им пришлось положить Младенца в ясли, потому что не нашлось им места в гостинице. Наконец, узнав о намерениях Ирода, они вынуждены были бежать в Египет. Но трудности продолжаются: когда Иисусу исполняется двенадцать лет, Он остается в Иерусалиме в Храме, не предупредив Своих родителей. Да, Святое Семейство очень похоже на наши современные семьи. Празднуя торжество Святого Семейства, Церковь предлагает нам не пример для подражания, а тайну - тайну семейной любви, которая скрыта именно в этих трудностях. Каждый член Святого Семейства воплощает один аспект этой тайны.

Первый аспект семейной любви открывает нам святой Иосиф. Он показывает, что человек, с которым мы делим жизнь, - это дар Божий. Евангелие повествует о том, как Иосиф, обнаружив, что его Невеста беременна, "хотел тайно отпустить Ее". Можно себе представить, какая это была драма для Иосифа, какие переживания, сомнения! Но ангел говорит ему: "Не бойся принять Марию, жену твою" (Мф 1,20). Что касается нашей жизни, у нас может складываться впечатление, что мы сами выбираем, с кем нам жить. Это не совсем так: Бог посылает нам этих людей или посылает нас к ним. Конечно, мы свободны и можем принять их или отвергнуть, подобно тому, как Иосиф и Мария могли отказаться от совета ангела. Однако Сам Бог посылает нам тех, кого мы любим, даже наших родителей и детей. Мы обычно говорим: "У меня есть дети". Библия говорит по-другому: "Младенец родился нам; Сын дан нам" (Ис 9,6). Если мы осознаем, что наши близкие - это дар Божий, что супруг, супруга, дети, родители посланы нам Богом, мы не будем относиться к ним как к своей собственности, а будем уважать их свободу, их тайну, будем принимать их такими, какие они есть, потому что они, прежде всего, принадлежат Богу. Если в общении с ними появятся трудности, мы будем смотреть на наших близких не как на людей, случайно возникших в нашей жизни, а как на дар Божий, который нам надо сохранить. Любовь невозможна без уважения к тайне другого человека. Святому Иосифу должно было чтить тайну Марии, победить свое непонимание и даже подозрения. Ангел говорит ему: "Осторожно, твоя жена не твоя собственность. У Нее, прежде всего, особые отношения с Богом". Да, наши близкие - это дар Божий. Вот первый аспект любви, который показывает нам Святое Семейство, особенно Иосиф.
Пресвятая Дева Мария открывает нам другой аспект семейной любви: Она показывает нам, что любовь требует времени, что любовь - это опыт, который надо постоянно углублять. Из Евангелия мы узнаем, что Мария часто не понимает того, что происходит в Ее семье: во время Благовещения, в Кане Галилейской, в Иерусалимском Храме или когда Она хотела говорить со Своим Сыном во время Его проповеди (см. Мф 12,46-50). И в сегодняшнем отрывке Евангелия о бегстве в Египет кажется, что Она ведет Себя очень пассивно. Однако Евангелие часто повторяет, что Мария "сохраняла все слова в сердце Своем". Мы также не все понимаем в наших близких. Или, наоборот, нам кажется, что наши родные, даже если они нас любят, не понимают нас, что наши родители не в состоянии нас понять. Или супруги, после того, как влюбленность проходит, дети вырастают, могут думать, что они уже все знают друг о друге, что ничего нового уже не будет. Это неправда. Богородица, Которая смогла понять смысл Своей семейной жизни только у подножия Креста, а, может быть, даже только после воскресения Своего Сына, показывает нам, что любовь требует времени, нуждается в том, чтобы мы каждый день углубляли ее, каждый день искали новые поводы любить тех, кого Бог послал нам.
А что открывает нам Иисус в Своих отношениях с семьей? В этой связи особенно важным является повествование Евангелия о том, как родители после трех дней поисков нашли Его в Иерусалимском Храме. Когда они наконец нашли Его, Христос строго упрекает их: "Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?" (Лк 2,49). Для них это был, конечно, трудный опыт, который они, по словам евангелиста, не поняли. Интересно отметить, что Евангелие описывает обретение отрока Иисуса в Храме как пасхальный опыт: это происходит во время праздника Пасхи, они ищут Его в течение трех дней и находят Его совсем другим, подобно тому, как святые жены мироносицы не узнали воскресшего после трех дней Христа. Таким образом, евангелист показывает, что этот опыт был для родителей Христа опытом смерти и воскресения - пасхальным опытом. Можно сказать, что все семейные отношения должны пережить подобную Пасху. Всякая любовь: между супругами, между родителями и детьми - должна пережить такую смерть и воскресение, такой пасхальный опыт. Наши представления о жене, о муже, о наших детях, родителях оказываются неверными, или отчасти верными, они должны умереть и воскреснуть, чтобы мы нашли своих близких другими.
Итак, можно сказать, что Святое Семейство учит нас подобно Иосифу принимать наших близких как дар Божий, подобно Пресвятой Деве каждый день углублять эту любовь, и учит нас переживать пасхальный опыт в отношениях с нашими близкими. Да, братья и сестры, "Младенец родился нам", только этот Младенец растет, скрывается от нас, и нам надо постоянно искать Его, ибо Он хочет привести нас к Своему Отцу.
свящ. Иакинф Дестивель ОР

Комментариев нет:

Ad majoram Dei gloriam!

Ad majoram Dei gloriam!
"Здоровье не лучше болезни, богатство не лучше нищеты, почести не лучше унижения, долгая жизнь не лучше короткой. Лучше то, что ведет и приводит к цели. Человек сотворен для того, чтобы хвалить Господа Бога своего, почитать Его и служить Ему, и чрез то спасти свою душу. Все же остальное, обретающееся на земле, создано ради человека, для того, чтобы помочь ему достичь цели, ради которой он сотворен. Отсюда следует, что человек настолько должен пользоваться всем созданным, насколько оно ему помогает в его цели, и настолько должен от него отказываться, насколько оно ему в этом мешает". св.Игнаций Лойола