23.12.07

Проповедь на 4 ВОСКРЕСЕНЬЕ АДВЕНТА

Ис 7, 10-14; 8,10c

И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте. И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа. Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.

Рим 1, 1-7

Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своём, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мёртвых, о Иисусе Христе Господе нашем, через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом, - всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Мф 1, 18-24

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Её, будучи праведен и не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их. А всё сие произошло, да сбудется речённое Господом через пророка, который говорит:

се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою.

В Назарете, в доме Марии, возник архангел Гавриил. «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты между жёнами», – обратился он к Ней с порога. Она смутилась от таких слов и думала: «Что бы оно могло значить, такое приветствие?» Но ангел сказал: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот. Ты зачнёшь во чреве и родишь Сына». Ангел продолжал говорить, но Она уже не слышала его. На глаза нахлынули слёзы, тело покрылось холодным потом, и всю Её трясло от страха. Она внезапно осознала всю сложность положения, в котором оказалась. Перед Её глазами явственно обрисовалась смертельная угроза.

Они только что обручились с Иосифом. Жили, как велел закон, отдельно, и пока даже не думали, когда проведут вторую часть бракосочетания – торжественное введение Её в дом Иосифа. Только после этого можно было разделить с ним супружеское ложе. В течение какого-то времени можно будет скрывать от мужа, что находишься «в положении», однако потом это обнаружится, и Иосиф поймёт, что жена ему изменила. Какова будет его реакция? На его стороне будет закон, который велит дать неверной жене разводное письмо, а затем подвергнуть её суду, и приговор будет неизменным: смерть через каменование, оповещая при этом всех, в чём состоит вина приговорённой. «Значит, согласиться с ангелом – это позволить, чтобы Меня побили камнями и отобрали доброе имя. А если это произойдёт, то и рождаемое Святое не родится, – здраво рассуждала Мария.

«А может, спросить ангела, зачем Богу так рисковать? – думала Мария. – Ведь Он однажды уже вверил людским рукам все Свои надежды и ничего из этого не вышло. Адам и Ева выбрали не Его, а себя, а нас отяготили первородным грехом. И сейчас может произойти то же самое. Моя жизнь, жизнь Иисуса и спасение людей окажутся в руках человека, охваченного бурными чувствами. Да и как ещё мужчина, недавно просватавший женщину, которую любит, может реагировать на неожиданное известие об её измене?»

Но в этот момент где-то внутри Она ясно услышала голос Ахаза, который, получив от Бога позволение просить знамения для себя, ответил: «Не буду просить и не буду искушать Господа». Чуткое сердце Пресвятой Девы забилось сильнее. Она решила не спрашивать ни о чём. А тёмные тучи над Её будущим немного рассеялись. Она перестала думать о смерти.

«А может, всё-таки довериться Иосифу? Ведь он Меня так любит. Разве может он желать Моей смерти? А если он не отдаст Меня под суд, а только, разгневавшись, прикажет уйти туда, где Меня «осчастливили», – уйду. По крайней мере, рожу Иисуса, чтобы Он мог спасти Свой народ. Или всё же попросит ангела, чтобы от Меня пошёл к Иосифу и рассказал ему обо всём?» – думала Дева. Но эту последнюю соломинку вырвал из Её рук могучий голос пророка Исайи, донёсшийся до Неё: «Слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего?» Ей показалось, что Её пристыдили, и Она покраснела. Уста же Её, будто сами по себе, произнесли: «Вот – раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Действительно ли при благовещении Марию угнетали все эти мысли? Думаю, что нет. Хотя на самом деле через всё, чего страшилась, Она прошла наверняка. Ведь ангел, по свидетельству Матфея, явился Иосифу во сне только тогда, когда тот, поступив «по человечески», выбрал лучшее решение из возможных, то есть предпочёл, не подвергая Марию позорной смерти, тайно удалить Её от себя, тем самым спасая жизнь. Мария же остаётся образцом нерушимой веры, позволившей Её броситься, как в пропасть, во всеохватные руки Божьи.

Давайте попробуем следовать Её примеру в этой вере и, конечно, вместе с Ней, Иосифом и ангелами петь у рождественских яслей: «Слава в вышних Богу, и на земле мир людям Его благоволения». И пусть пение это, что очень важно, проистекает из полноты наших сердец, ведь и нам Господь тоже «сотворит величие».

о. Ежи Весоловский CSsR

Комментариев нет:

Ad majoram Dei gloriam!

Ad majoram Dei gloriam!
"Здоровье не лучше болезни, богатство не лучше нищеты, почести не лучше унижения, долгая жизнь не лучше короткой. Лучше то, что ведет и приводит к цели. Человек сотворен для того, чтобы хвалить Господа Бога своего, почитать Его и служить Ему, и чрез то спасти свою душу. Все же остальное, обретающееся на земле, создано ради человека, для того, чтобы помочь ему достичь цели, ради которой он сотворен. Отсюда следует, что человек настолько должен пользоваться всем созданным, насколько оно ему помогает в его цели, и настолько должен от него отказываться, насколько оно ему в этом мешает". св.Игнаций Лойола