"Святая ночь! Бог приходит в тишине ее
Пришел Спаситель жить со своим народом
И радуйтесь, Ибо Он открыл нам рай!
Так звучат слова последней песни Адвента, которую пели западные христиане перед Мессой Пастырей в Канун Рождества. Братья, Богу поклонитесь! Какой парадокс! До Рождества Христова не было в мире ни статуи, ни иконы, ни идеи, как выглядит Бог, которому мы поклоняемся. И вот, Бог приходит к нам в нашем облике!
Ночь в Вифлееме раздалась криком боли. Человек родится в боли и для боли. Человек рождается, чтобы ежедневно приближаться к старости и неминуемой смерти. И Бог наш решил выпить с нами чашу, предназначенную для людей и испытать на Себе горечь слез при рождении и при смерти.
Братья, Богу поклонитесь в великом удивлении, "ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?" Вместо того чтобы наказывать - избавляет, вместо того, чтобы карать смертью - оживляет, вместо того, чтобы возвышаться - Он Себя унижает, Вместо того, чтобы царствовать - Он служит. Уста наши должны широко открыться от удивления. Он все делает не так, как мы себе представляли.
1. Бог по образу и подобию нашему
Будучи еще язычниками, мы по-разному представляли себе богов. Одни были добрыми, другие жестокими. Некоторые имели по двенадцать рук, иные четыре физиономии во все стороны мира. Одни, как мы верили, давали изобилие, другие - несчастье. Но у всех была общая черта: они возвышались над человеком и, согласно мифам, не пропускали возможности это показать.
Но вот, явился Истинный Бог и вместо того, чтобы поступать по нашим мнениям о божестве, Он все делает наоборот. Не возвышается, а унижается. Не показывает нам божественного лица Своего, но одевает человеческое и, невероятно, но факт, - плачет в яслях в Вифлееме, ибо сено пренеприятно чесалось Его нежное, детское тело! Великая Тайна, которая оделась в детскую беззащитность, как Тебя понимать?
О, Всемогущество, ограничившее себя до такой степени, что нуждалось в молоке Матери, чтобы жить, как это возможно, что Ты поместилось в сем маленьком Дитяти? О Величайшая Сило, "что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его", родившись среди скотов? Почему Ты принял на Себя наш образ и подобие? Ведь и нам самым, созданным для жизни во плоти и для смерти, тяжело иногда поместиться в теле, ибо дух вырывается на свободу от плотского ига. Какой тяжестью должно быть тело для божества!
2. Человек по образу и подобию Бога
С другой стороны, как нам было угадать, к каким высотам Ты призвал человека? Разве мы могли бы оправдать Твои ожидания, если бы перед нашими глазами не появился Тот, кто их выполнил до конца? И всенепременно Ты сам должен быть этим Лицом, чтобы показать нам и Путь и Истину и Жизнь. Чтобы быть Путем, Истиной и Жизнью. Кто из нас, без Твоей помощи, угадал бы, куда нам идти к Тебе?
Тебе надо было придти во плоти, чтобы мы могли смотреть в Тебя, как в зеркало, и узреть Твой изначальный план о нас. Лишь в Тебе можем отыскать утерянное лицо и образ. Рай, как место встречи, не так впечатляет, как человеческий облик - тот "старый" и одновременно так совершенно "новый", который в Тебе, Новорожденный Господи, можем лицезреть. О, как прав был Пилат, когда показал на Тебя, избитого, и сказал: Ecce Homo" - "Се Человек". Со времен Адама, никто не был человеком так совершенно, как Ты, Всемогущий! Никто не заслужил бы больше называться человеком!
В Тебе и мы заново рождаемся. С Твоей звездой и наша в небе воссияла. Ангелы, воспевая славу Твою, и нас славят. В Тебе возвращается нам утраченная человечность. В Тебе божество приходит к нам и становится нашим достоянием... О, великая Тайна веры! Как может дерзать человек, что получит Твое божество, а ведь Ты сам несешь нам его как дар. Как ничтожными кажутся наши подарки в сравнении с Твоим даром! Золото, ладан и смирна... А Ты даешь нам человечность и божество. В Тебе мы получаем и человеческую и божественную жизнь, ибо через Сына Своего Ты сделал нас наследниками своими.
Когда я думаю о том мгновении, в котором Ты пришел в мир, разорвав непорочное чрево Девы, то все совершенно противоречивые чувства заливают мое сердце: поклонение и страх, благодарность и восхищение, но с другой стороны сомнение, смогу ли я когда-либо принять Твои дары. Ты все делаешь ради меня и за меня. Что я могу дать Тебе в обмен? Уже слово "в обмен" вульгарно и богохульно, потому что подразумевает, как будто есть у меня нечто ценное, сравнимое с Сыном Твоим Боже. А ведь нет у меня ничего такого. Стою перед яслями, и плакать мне хочется от счастья и от грусти. От счастья, потому, что Ты пришел к нам; а от грусти, потому, что Ты пришел ко мне как к своему, а я могу ответить плохим словом, грешным поступком... Все во мне перемешалось. Поклоняюсь Твоему униженному Величию, немею, ибо не знаю что говорить. Единственное, что приходит в мысль, это слова польской рождественской песни:
Бог рождается, могущество стало слабым,
Итак, прости, Господи, что не могу создать более удачливого приветствия. Хочу славить Тебя, хоть я - не ангел и не царь. Прими мое неуклюжее восхищение как гимн славы имени Твоего. Будь прославлен Боже, в Котором объявилась полнота человечности! Будь прославленно Дитя, в Котором объявилась полнота божества. Аминь.
MMK
Комментариев нет:
Отправить комментарий