25.12.07

Проповедь на 2007.12.25; Рождество Христово, СВЯТАЯ НОЧЬ ПРОТИВОРЕЧИЙ

"Святая ночь! Бог приходит в тишине ее Приносит нам из небес благую весть. Силу несет, что побеждает зло. Пусть наши сердца наполнят слава и честь!

Пришел Спаситель жить со своим народом И пусть от радости вся душа дрожит. Братья мои, все Богу поклонитесь! И кланяйтесь Ему, пришедшему избавить нас.

И радуйтесь, Ибо Он открыл нам рай!

Так звучат слова последней песни Адвента, которую пели западные христиане перед Мессой Пастырей в Канун Рождества. Братья, Богу поклонитесь! Какой парадокс! До Рождества Христова не было в мире ни статуи, ни иконы, ни идеи, как выглядит Бог, которому мы поклоняемся. И вот, Бог приходит к нам в нашем облике!

Ночь в Вифлееме раздалась криком боли. Человек родится в боли и для боли. Человек рождается, чтобы ежедневно приближаться к старости и неминуемой смерти. И Бог наш решил выпить с нами чашу, предназначенную для людей и испытать на Себе горечь слез при рождении и при смерти.

Братья, Богу поклонитесь в великом удивлении, "ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?" Вместо того чтобы наказывать - избавляет, вместо того, чтобы карать смертью - оживляет, вместо того, чтобы возвышаться - Он Себя унижает, Вместо того, чтобы царствовать - Он служит. Уста наши должны широко открыться от удивления. Он все делает не так, как мы себе представляли.

1. Бог по образу и подобию нашему

Будучи еще язычниками, мы по-разному представляли себе богов. Одни были добрыми, другие жестокими. Некоторые имели по двенадцать рук, иные четыре физиономии во все стороны мира. Одни, как мы верили, давали изобилие, другие - несчастье. Но у всех была общая черта: они возвышались над человеком и, согласно мифам, не пропускали возможности это показать.

Но вот, явился Истинный Бог и вместо того, чтобы поступать по нашим мнениям о божестве, Он все делает наоборот. Не возвышается, а унижается. Не показывает нам божественного лица Своего, но одевает человеческое и, невероятно, но факт, - плачет в яслях в Вифлееме, ибо сено пренеприятно чесалось Его нежное, детское тело! Великая Тайна, которая оделась в детскую беззащитность, как Тебя понимать?

О, Всемогущество, ограничившее себя до такой степени, что нуждалось в молоке Матери, чтобы жить, как это возможно, что Ты поместилось в сем маленьком Дитяти? О Величайшая Сило, "что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его", родившись среди скотов? Почему Ты принял на Себя наш образ и подобие? Ведь и нам самым, созданным для жизни во плоти и для смерти, тяжело иногда поместиться в теле, ибо дух вырывается на свободу от плотского ига. Какой тяжестью должно быть тело для божества!

2. Человек по образу и подобию Бога

С другой стороны, как нам было угадать, к каким высотам Ты призвал человека? Разве мы могли бы оправдать Твои ожидания, если бы перед нашими глазами не появился Тот, кто их выполнил до конца? И всенепременно Ты сам должен быть этим Лицом, чтобы показать нам и Путь и Истину и Жизнь. Чтобы быть Путем, Истиной и Жизнью. Кто из нас, без Твоей помощи, угадал бы, куда нам идти к Тебе?

Тебе надо было придти во плоти, чтобы мы могли смотреть в Тебя, как в зеркало, и узреть Твой изначальный план о нас. Лишь в Тебе можем отыскать утерянное лицо и образ. Рай, как место встречи, не так впечатляет, как человеческий облик - тот "старый" и одновременно так совершенно "новый", который в Тебе, Новорожденный Господи, можем лицезреть. О, как прав был Пилат, когда показал на Тебя, избитого, и сказал: Ecce Homo" - "Се Человек". Со времен Адама, никто не был человеком так совершенно, как Ты, Всемогущий! Никто не заслужил бы больше называться человеком!

В Тебе и мы заново рождаемся. С Твоей звездой и наша в небе воссияла. Ангелы, воспевая славу Твою, и нас славят. В Тебе возвращается нам утраченная человечность. В Тебе божество приходит к нам и становится нашим достоянием... О, великая Тайна веры! Как может дерзать человек, что получит Твое божество, а ведь Ты сам несешь нам его как дар. Как ничтожными кажутся наши подарки в сравнении с Твоим даром! Золото, ладан и смирна... А Ты даешь нам человечность и божество. В Тебе мы получаем и человеческую и божественную жизнь, ибо через Сына Своего Ты сделал нас наследниками своими.

Когда я думаю о том мгновении, в котором Ты пришел в мир, разорвав непорочное чрево Девы, то все совершенно противоречивые чувства заливают мое сердце: поклонение и страх, благодарность и восхищение, но с другой стороны сомнение, смогу ли я когда-либо принять Твои дары. Ты все делаешь ради меня и за меня. Что я могу дать Тебе в обмен? Уже слово "в обмен" вульгарно и богохульно, потому что подразумевает, как будто есть у меня нечто ценное, сравнимое с Сыном Твоим Боже. А ведь нет у меня ничего такого. Стою перед яслями, и плакать мне хочется от счастья и от грусти. От счастья, потому, что Ты пришел к нам; а от грусти, потому, что Ты пришел ко мне как к своему, а я могу ответить плохим словом, грешным поступком... Все во мне перемешалось. Поклоняюсь Твоему униженному Величию, немею, ибо не знаю что говорить. Единственное, что приходит в мысль, это слова польской рождественской песни:

Бог рождается, могущество стало слабым, Господь небес - обнаженный Огонь - леденеет Сияние - темнеет Ограничился Бесконечный!

Итак, прости, Господи, что не могу создать более удачливого приветствия. Хочу славить Тебя, хоть я - не ангел и не царь. Прими мое неуклюжее восхищение как гимн славы имени Твоего. Будь прославлен Боже, в Котором объявилась полнота человечности! Будь прославленно Дитя, в Котором объявилась полнота божества. Аминь.

MMK

Комментариев нет:

Ad majoram Dei gloriam!

Ad majoram Dei gloriam!
"Здоровье не лучше болезни, богатство не лучше нищеты, почести не лучше унижения, долгая жизнь не лучше короткой. Лучше то, что ведет и приводит к цели. Человек сотворен для того, чтобы хвалить Господа Бога своего, почитать Его и служить Ему, и чрез то спасти свою душу. Все же остальное, обретающееся на земле, создано ради человека, для того, чтобы помочь ему достичь цели, ради которой он сотворен. Отсюда следует, что человек настолько должен пользоваться всем созданным, насколько оно ему помогает в его цели, и настолько должен от него отказываться, насколько оно ему в этом мешает". св.Игнаций Лойола