19.1.08

Проповедь на 2008.01.20; A; II Рядовое Воскресенье, ВЕРИШЬ ЛИ ТЫ ГАЛИЛЕЙСКИМ РЫБАКАМ?

Проповедь: Ис 49:3.5-6; 1 Кор 1:1-3; Ин 1:29-34

Братья и сестры,

Простите, что проповедь начну сегодня от философского вопроса, который отнюдь не назовешь "новинкой". Вопрос этот касается доверия и авторитета.

1. Авторитет власти

За последние столетия власть пережила огромные перемены. Наступила ее "десакрализация", а вместе с этим она стала все больше и больше терять авторитет. Переход от абсолютизма к демократическим системам, потом мировые войны, дальше "холодная война", за нею жалкие ростки "новых демократий", которых не совсем дружелюбно и с высока встретили "старые"..., все это убавило власти авторитета, лишило ее сверхъестественного начала и святости. Глобализация рынков вводит больше "глобального хаоса", нежели мира. Ничего удивительного, что понимаются многие голоса против авторитета власти. Власть - это тяжесть, но власть - это тоже необходимость. Хотелось бы уйти от нее, да некуда. Хаос и анархия устрашают больше чем вся строгость и немощь власти. И все же, власть ассоциируется сейчас лишь с деньгами, частными и публичными, а где деньги, там нетрудно о скандал...

И все же существует в нас зарево бунта. Ведь власть - это не авторитет, а служение. Кончились времена вождей, фюреров и дуче. Власть - это для нас нечто вроде учреждения, а не свидетель и гарант могущества и мудрости. Президентов больше "слушают", чем "слушаются".

2. Авторитет разума

Современный мир верит в разум, желая представить его человечеству в качестве единственного авторитета. Но, ведь никто не слушается сего авторитета. На протяжении трех последних столетий, которые мы называем "эпохой разума", оказалось, что разум - это слишком слабый инструмент для того, чтобы обрести ЗНАНИЕ. Мы занимаемся крошечными частицами ЗНАНИЯ, собирая их как крошки хлеба, за которыми теряем из виду буханку. Вроде бы знаем много, но трудно все это собрать в одно целое.

ЗНАНИЕ стало доступным лишь для элиты общества - для специалистов. Но и среди них нет ни одного, кто хотя бы в общих чертах мог бы рассказать про все достояние эпохи разума. Каждый из специалистов - маг и чародей одной крошки хлеба, который про буханку ничего и не знает. Еще их приравнивают к муравьям, пытающимся исследовать слона. Есть среди них специалисты от слонового хвоста, ногтя и хобота, да только про слона в целом специалисты - муравьи не знают.

В ежедневной практике разум нужен нам для удовлетворения наших бытовых потребностей, а его авторитет, кажется, ни чуть не увеличился за последних триста лет. И сегодня люди остались суеверными, верующими в приметы и гадание. Есть многие, которые зарабатывает на жизнь волшебством и магией (даже в просвещенной Европе!). Да, в торговли мы привыкли пользоваться здравым смыслом и прагматизмом. Но разве доверяем разуму больше, чем доверяли ему раньше? Разве разум - это для нас авторитет? Чего-то не кажется...

3. Авторитет Церкви

Все согласятся с тем, что одна из главных целей Церкви - это забота о нравственной жизни и чистоте веры. В этой области даже неверующие признают авторитет Церкви. Кто ищет честность, справедливость и религиозную истину, тот вполне понятно начинает свои поиски от Церкви. Не мне судить, правильно ли это. Однако хочу здесь упомянуть слова польского священника - философа, отца Иосифа Тишнера, который сказал: "редко встретишь человека, который потерял свою веру, читая Маркса, Энгельса и Ленина. Но очень часто встречаются люди, потерявшие веру, после разговора с их собственным отцом - настоятелем!"

К сожалению, слова о. Тишнера оказались весьма справедливыми. Теряет ли Церковь свой авторитет даже в той области, которая доныне была ее натуральным поприщем? Увы, судя по поведению наших современников - это именно так.

Барометром общественного поведения всегда была молодежь. Достаточно послушать текстов популярных песен, и становится ясной лестница ценностей на сегодня и ближайшее будущее. Мы воспитываем поколение, которое нам не доверяет. Наше будущее нам не верит, и в нас не верит. Оно пытается отрезать себя от авторитета отца и матери, учителя и священника. Это, конечно, страшно, но я твердо верю, что приближается "экстремум минимум", что грядет большая перемена (к лучшему, будем надеяться).

4. Апостольский авторитет

Пришло время сложить в одно целое все элементы сегодняшней проповеди. Монолог про авторитет был всего лишь вступлением к самому главному. Я хотел дать всем вам понять, что хорошая почва веры в наших сердцах становится с поколения на поколение все тоньше и тоньше. Наша духовная жизнь все больше приближается к пустынной вегетации. Нам все труднее верить. Почему?

Кто сегодня будет слушать Еврея из Назарета? Если бы еще лично Он говорил, то, возможно, подействовал бы на нас авторитет Его Личности... Но, с исторической точки зрения, мы принимаем веру через мириады посредников, которые сами, в свою очередь, тоже ее приняли от своих предшественников. Как можно верить их авторитету? Разве легко поверить человеку, привыкшему все проверять своим разумом, или ждать комментария в утренней прессе? Как верить евангельским рассказам про голубя и глас из небес? Как поверить Иоанну предтечи, который говорит нам об Иисусе: "я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий".

Стоит сегодня всерьез посмотреть в глубину своего сердца и спросить: Верю ли я иудейскому пророку, крестившему людей у Иордана? Верую ли я, что он действительно видел Духа Святого над головой Иисуса, "сходящего с неба, как голубя"? Верую ли я, что Иисус и есть тот "Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира"?

Это не вопрос об авторитете твоих родителей, которые принесли тебя - грудного ребенка, дабы крестить тебя в церкви и в Церковь. Это вопрос об авторитете Иоанна Крестителя - веришь ли ты ему? Веришь ли ты евангелистам, апостолам и святым праведникам Божиим? Веришь ли ты, что они дали ИСТИННОЕ свидетельство об Иисусе Христе, Сыне Божьем, своим ученикам, а ученики их, в свою очередь, своим преемникам, и так до наших времен? Ты - сын / дочь своего времени, отрицающий все авторитеты мира, веришь ли ты галилейским рыбакам, римским рабам и странствующим философам? Вот, с этими вопросами, я вас оставляю, братья и сестры, на весь остаток сегодняшнего воскресного дня. Пусть ваши ответы будут искренними и истинными. А вечером, пусть каждый из нас помолится Богу, чтобы Он благоволил дать нам стойкую и горячую веру, которая сильна сдвигать горы. Аминь.

MMK

Комментариев нет:

Ad majoram Dei gloriam!

Ad majoram Dei gloriam!
"Здоровье не лучше болезни, богатство не лучше нищеты, почести не лучше унижения, долгая жизнь не лучше короткой. Лучше то, что ведет и приводит к цели. Человек сотворен для того, чтобы хвалить Господа Бога своего, почитать Его и служить Ему, и чрез то спасти свою душу. Все же остальное, обретающееся на земле, создано ради человека, для того, чтобы помочь ему достичь цели, ради которой он сотворен. Отсюда следует, что человек настолько должен пользоваться всем созданным, насколько оно ему помогает в его цели, и настолько должен от него отказываться, насколько оно ему в этом мешает". св.Игнаций Лойола