6.1.08

Проповедь на 2008.01.06; A; Торжество Богоявления; ГОСПОДУ ПОКЛОНИТЕСЬ

Ис 60,1-6; Еф 3,2-3a.5-6; Мф 2,1-12

1. В вифлеемской пещере

Две недели тому назад, в торжество Рождества Христова, к вифлеемским яслям пришли пастыри. Выслушали ангелов и поклонились Новорожденному Младенцу. Сей Младенец - это наш "Спаситель, Который есть Христос Господь" (Лк 2, 11). Писание не говорит, какие в точности дары принесли Младенцу пастыри. Говорится лишь, что "Увидев (...), рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем." (Лк 2,17). Однако предание, в том числе и колядки, перечисляет эти дары: свои сердца, веселые песни, игра на инструментах, что-нибудь из еды и напитков.

Сегодня, в Торжество Эпифании, к Новорожденному Царю Иудейскому, приходят волхвы с Востока. Евангелие точно информирует нас о том, как они себя вели, и что с собой принесли, как дар Младенцу Иисусу: войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну." (Мф 2,11). Выполнилось то, что было предсказано Пророком, что придут народы к Свету Божию, и приведут дромадеры из Мадиама и Ефы; и "все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа." (ср. Ис 60, 6). Золото - это дар для царя, ладан - дар для священника, а смирна - это служение для человека, который обречен на смерть. Это совершенно правильные дары для Иисуса, истинного Царя, единственного Священника и истинного Спасителя, Который отдал Свою жизнь на древе крестном.

И вот, Писания поддают нам вопрос: почему в пещере, где родился Иисус, появились лишь нищие пастыри и богатые волхвы? Куда подевались все остальные? Почему они не пришли поклониться Спасителю?

Почему не пришли те учители, с которыми Иисус потом беседовал в Храме Иерусалимском? (ср.: Лк 2,46). Куда ж подевались фарисеи, которые потом так часто пытались "уловить Его в словах"? (ср.: Мф 22, 15; Мк, 12, 13; Лк 2,46). Почему не пришли саддукеи, которые потом "испытывали" Иисуса (ср.: Мф 16,1) и задавали Ему "загадки" (Лк 20,27и сл.)? Где были матери с детьми, которых Он потом благословил? (ср. Мк 10,14; Лк 18,16). Почему там не было прокаженных, которые потом громким голосом просили об очищении? (ср.: Лк 17,12). Почему нет тех женщин, которые плакали потом над Его судьбой на крестном пути? (ср.: Лк 23,28). Почему не пришли те сотни голодных, которых Господь потом накормил хлебом? (ср.: Мф 15,32). Не пришли ни Самарянка, ни Никодим (Ин 3,1; 4,7), не пришел также "один из начальников синагоги, по имени Иаир"? (Мк 5,22). Почему не явились в Вифлееме все те множества людей, которых Иисус встретил на жизненном пути?

2. Ученые и нищие перед лицом Господа

Евангелие вспоминает лишь две группы людей, которые пришли к яслям, поклониться Господу: простых пастырей и ученых волхвов. Пастыри из окрестных пастбищ Аристотеля не читали, про Платона и Сократа слухом не слыхивали, не слушали докладов реб Гамалиеля в арках Храма, не декламировали стихов Вергилия, про жестокую политику Ирода тоже не знали, - а все-таки именно они поверили гласу ангельскому и нашли в яслях Иисуса, Спасителя мира.

Пастыри вошли в историю безымянными, за то волхвам предание дало имена: Каспер, Мельхиор и Валтасар. Древняя легенда говорит, что один из волхвов был чернокожим. По традиции сегодня напишем освященным мелом три буквы „С+M+B” над дверями наших домов. Многие думают, что это инициалы волхвов, хоть, в сущности, эти три буквы - это сокращение древней формулы благословения: "Christus mansionem benedicat", что переводится как: „Христос, благослови дом сей”.

Волхвы (иногда их зовут и Царями) не были умничающими философами, ни тем более дилетантами науки, но были настоящими учеными, исследователями космоса - первооткрывателями звезд. В мире науки и религии волхвы занимали высокое место. Это они первыми узрели необыкновенную звезду на горизонте истории, они узнали в ее сиянии свет Предвечного.

Кажется, что гости, явившиеся в вифлеемской пещере, были очень разными: с одной стороны: ученые и богатые волхвы (вершины общества), а с другой: нищие, невежественные пастыри (самый низ народа). Однако оба сословия объединены в поклоне, который они отдали Младенцу. Существует общая черта для простоты и мудрости, а именно - смирение. Истинный мудрец смиряется, ибо знает, что независимо от всех наших познаний, Божья Премудрость остается непостижимой. Простой человек тоже смиряется, ибо знает, что всю Вселенную по-настоящему знает лишь Один Бог. А вот, богатые и чванливые люди, грешат гордыней. Им кажется, что они "съели все умы". Они не нуждаются в Боге, Он им не нужен, разве что в качестве врага... Ирод не нашел Христа, хоть жил в 10км от места Его рождения. Не нашел Его даже тогда, когда решился на совершенно чудовищное убийство, когда пытался избавиться от претендента на иудейский престол, ибо "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (1 Петр 5,5).

Кого же мы больше всего напоминаем? Пастырей, волхвов, или Ирода? Когда-то епископ Фултон Шин сказал в одной из своих лекций для телевидения: "Христос не родился под голым небом, чтобы всяк мог подойти к Нему не нагнувшись, но родился в пещере, чтобы все входили, наклонив голову. Сия есть тайна смирения. Ограниченные умы слишком горды, чтобы кланяться. Поэтому они никогда не познают радость, которой наполнилась пещера. Смиренные пастыри и волхвы встретились с Богом в полноте радости и открыли новый мир. Во Христе они увидели не только оратора, не только друга, не только единственного истинного коммуниста, но прежде всего - Господа и Бога".

3. К язычникам

Много связанных с Рождеством событий скрывает вуаль тайны. Слово "тайна" ассоциируется с понятиями такими как: "таиться", "скрывать", "закрывать смысл". Каждая религия имеет свои тайны (misterium fascinosum - tremendum). В мирной жизни мы передаем друг другу тайны в круге друзей, и секреты предпочитаем хранить "внутри" семьи, коллег по профессии и т.п. Отсюда всякие приговорки: "я вам скажу по секрету..., для вашего личного сведения..., только сохраните это для себя...", и тому подобные.

Сегодня Святой Апостол Павел тоже говорит нам про тайну: "Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым" (Еф 3,2-5). Апостол Народов не хочет сию тайну хранить лишь для себя, а напротив - желает, чтобы она стала известна всем людям, по край света. Все люди, также и язычники, это дети Божии и Спасение является их правом и наследием в Иисусе Христе.

Волхвы с Востока, про которых читаем сегодня в Евангелии, это представляют в вифлеемской пещере не одних нас, но также все языческие племена и народы, которых Бог призывает к обращению и поклонению. Посему Торжество Богоявления (Эпифании) является ежегодным праздником приобщения нас к истинной вере. Сегодня празднуем "день миссии" с уклоном в стороны "миссии детей". Это хороший день для благодарности за дар веры, подходящий день для молитвы за миссионеров, для пожертвований в пользу миссионерского движения, для солидарности с теми, кто еще не слышал Благой Вести.

Мы, католики уверены, что получили полноту веры в Иисуса Христа, единственного Спасителя мира. Веруем, что Католическая (читай: Соборная) Церковь является единственным путем Спасения (ср.: Dominus Iesus), хотя знаем, что религиозную истину можно найти и в других религиях. Никого е хотим заставлять стать католиком, но все же мы в праве проповедовать нашу веру и передавать ее другим, особенно всем ищущим Христа. Мы должны это делать каждый на своем посту и по мере своих возможностей. Таким образом включаемся в миссионерский труд всей Церкви Христовой, Матери нашей. Аминь.

MMK

Комментариев нет:

Ad majoram Dei gloriam!

Ad majoram Dei gloriam!
"Здоровье не лучше болезни, богатство не лучше нищеты, почести не лучше унижения, долгая жизнь не лучше короткой. Лучше то, что ведет и приводит к цели. Человек сотворен для того, чтобы хвалить Господа Бога своего, почитать Его и служить Ему, и чрез то спасти свою душу. Все же остальное, обретающееся на земле, создано ради человека, для того, чтобы помочь ему достичь цели, ради которой он сотворен. Отсюда следует, что человек настолько должен пользоваться всем созданным, насколько оно ему помогает в его цели, и настолько должен от него отказываться, насколько оно ему в этом мешает". св.Игнаций Лойола