1. В вифлеемской пещере
Две недели тому назад, в торжество Рождества Христова, к вифлеемским яслям пришли пастыри. Выслушали ангелов и поклонились Новорожденному Младенцу. Сей Младенец - это наш "Спаситель, Который есть Христос Господь" (Лк 2, 11). Писание не говорит, какие в точности дары принесли Младенцу пастыри. Говорится лишь, что "Увидев (...), рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем." (Лк 2,17). Однако предание, в том числе и колядки, перечисляет эти дары: свои сердца, веселые песни, игра на инструментах, что-нибудь из еды и напитков.
Сегодня, в Торжество Эпифании, к Новорожденному Царю Иудейскому, приходят волхвы с Востока. Евангелие точно информирует нас о том, как они себя вели, и что с собой принесли, как дар Младенцу Иисусу: войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну." (Мф 2,11). Выполнилось то, что было предсказано Пророком, что придут народы к Свету Божию, и приведут дромадеры из Мадиама и Ефы; и "все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа." (ср. Ис 60, 6). Золото - это дар для царя, ладан - дар для священника, а смирна - это служение для человека, который обречен на смерть. Это совершенно правильные дары для Иисуса, истинного Царя, единственного Священника и истинного Спасителя, Который отдал Свою жизнь на древе крестном.
И вот, Писания поддают нам вопрос: почему в пещере, где родился Иисус, появились лишь нищие пастыри и богатые волхвы? Куда подевались все остальные? Почему они не пришли поклониться Спасителю?
Почему не пришли те учители, с которыми Иисус потом беседовал в Храме Иерусалимском? (ср.: Лк 2,46). Куда ж подевались фарисеи, которые потом так часто пытались "уловить Его в словах"? (ср.: Мф 22, 15; Мк, 12, 13; Лк 2,46). Почему не пришли саддукеи, которые потом "испытывали" Иисуса (ср.: Мф 16,1) и задавали Ему "загадки" (Лк 20,27и сл.)? Где были матери с детьми, которых Он потом благословил? (ср. Мк 10,14; Лк 18,16). Почему там не было прокаженных, которые потом громким голосом просили об очищении? (ср.: Лк 17,12). Почему нет тех женщин, которые плакали потом над Его судьбой на крестном пути? (ср.: Лк 23,28). Почему не пришли те сотни голодных, которых Господь потом накормил хлебом? (ср.: Мф 15,32). Не пришли ни Самарянка, ни Никодим (Ин 3,1; 4,7), не пришел также "один из начальников синагоги, по имени Иаир"? (Мк 5,22). Почему не явились в Вифлееме все те множества людей, которых Иисус встретил на жизненном пути?
2. Ученые и нищие перед лицом Господа
Евангелие вспоминает лишь две группы людей, которые пришли к яслям, поклониться Господу: простых пастырей и ученых волхвов. Пастыри из окрестных пастбищ Аристотеля не читали, про Платона и Сократа слухом не слыхивали, не слушали докладов реб Гамалиеля в арках Храма, не декламировали стихов Вергилия, про жестокую политику Ирода тоже не знали, - а все-таки именно они поверили гласу ангельскому и нашли в яслях Иисуса, Спасителя мира.
Пастыри вошли в историю безымянными, за то волхвам предание дало имена: Каспер, Мельхиор и Валтасар. Древняя легенда говорит, что один из волхвов был чернокожим. По традиции сегодня напишем освященным мелом три буквы „С+M+B” над дверями наших домов. Многие думают, что это инициалы волхвов, хоть, в сущности, эти три буквы - это сокращение древней формулы благословения: "Christus mansionem benedicat", что переводится как: „Христос, благослови дом сей”.
Волхвы (иногда их зовут и Царями) не были умничающими философами, ни тем более дилетантами науки, но были настоящими учеными, исследователями космоса - первооткрывателями звезд. В мире науки и религии волхвы занимали высокое место. Это они первыми узрели необыкновенную звезду на горизонте истории, они узнали в ее сиянии свет Предвечного.
Кажется, что гости, явившиеся в вифлеемской пещере, были очень разными: с одной стороны: ученые и богатые волхвы (вершины общества), а с другой: нищие, невежественные пастыри (самый низ народа). Однако оба сословия объединены в поклоне, который они отдали Младенцу. Существует общая черта для простоты и мудрости, а именно - смирение. Истинный мудрец смиряется, ибо знает, что независимо от всех наших познаний, Божья Премудрость остается непостижимой. Простой человек тоже смиряется, ибо знает, что всю Вселенную по-настоящему знает лишь Один Бог. А вот, богатые и чванливые люди, грешат гордыней. Им кажется, что они "съели все умы". Они не нуждаются в Боге, Он им не нужен, разве что в качестве врага... Ирод не нашел Христа, хоть жил в 10км от места Его рождения. Не нашел Его даже тогда, когда решился на совершенно чудовищное убийство, когда пытался избавиться от претендента на иудейский престол, ибо "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (1 Петр 5,5).
Кого же мы больше всего напоминаем? Пастырей, волхвов, или Ирода? Когда-то епископ Фултон Шин сказал в одной из своих лекций для телевидения: "Христос не родился под голым небом, чтобы всяк мог подойти к Нему не нагнувшись, но родился в пещере, чтобы все входили, наклонив голову. Сия есть тайна смирения. Ограниченные умы слишком горды, чтобы кланяться. Поэтому они никогда не познают радость, которой наполнилась пещера. Смиренные пастыри и волхвы встретились с Богом в полноте радости и открыли новый мир. Во Христе они увидели не только оратора, не только друга, не только единственного истинного коммуниста, но прежде всего - Господа и Бога".
3. К язычникам
Много связанных с Рождеством событий скрывает вуаль тайны. Слово "тайна" ассоциируется с понятиями такими как: "таиться", "скрывать", "закрывать смысл". Каждая религия имеет свои тайны (misterium fascinosum - tremendum). В мирной жизни мы передаем друг другу тайны в круге друзей, и секреты предпочитаем хранить "внутри" семьи, коллег по профессии и т.п. Отсюда всякие приговорки: "я вам скажу по секрету..., для вашего личного сведения..., только сохраните это для себя...", и тому подобные.
Сегодня Святой Апостол Павел тоже говорит нам про тайну: "Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым" (Еф 3,2-5). Апостол Народов не хочет сию тайну хранить лишь для себя, а напротив - желает, чтобы она стала известна всем людям, по край света. Все люди, также и язычники, это дети Божии и Спасение является их правом и наследием в Иисусе Христе.
Волхвы с Востока, про которых читаем сегодня в Евангелии, это представляют в вифлеемской пещере не одних нас, но также все языческие племена и народы, которых Бог призывает к обращению и поклонению. Посему Торжество Богоявления (Эпифании) является ежегодным праздником приобщения нас к истинной вере. Сегодня празднуем "день миссии" с уклоном в стороны "миссии детей". Это хороший день для благодарности за дар веры, подходящий день для молитвы за миссионеров, для пожертвований в пользу миссионерского движения, для солидарности с теми, кто еще не слышал Благой Вести.
Мы, католики уверены, что получили полноту веры в Иисуса Христа, единственного Спасителя мира. Веруем, что Католическая (читай: Соборная) Церковь является единственным путем Спасения (ср.: Dominus Iesus), хотя знаем, что религиозную истину можно найти и в других религиях. Никого е хотим заставлять стать католиком, но все же мы в праве проповедовать нашу веру и передавать ее другим, особенно всем ищущим Христа. Мы должны это делать каждый на своем посту и по мере своих возможностей. Таким образом включаемся в миссионерский труд всей Церкви Христовой, Матери нашей. Аминь.
MMK
Комментариев нет:
Отправить комментарий