1.11.07

Торжество всех святых

«“Будьте святы как Я свят,” говорит Господь. Будучи христианами, мы все призваны быть святыми, потому что мы Его дети. Каждый христианин должен быть святым. Несомненно, для христианина жить во грехе - ужасное противоречие.» --Кюре д`Ар. Не так давно утверждалось, что отказ от почитания святых и паломничества к святым местам - польза в духовном плане для христиан, что их внимание целиком будет направлено на Иисуса. Однако в таком случае вера может лишиться простоты и стать излишне рациональной, и потому холодной и расчётливой. Наши сердца должны оставаться открытыми священным таинствам и тому, что недоступно человеческому пониманию.
«Святые подобны маленьким зеркалам, в которые смотрит Сам Иисус. В Своих апостолах Он видит Своё старание и любовь для спасения душ; в мучениках Он видит Свою стойкость, страдание и мучительную смерть; в отшельниках - Свою уединённую и скрытую жизнь; в девственниках - Свою незапятнанную чистоту; во всех святых - Своё безграничное милосердие. А когда мы почитаем добродетели святых, мы поклоняемся добродетелям Иисуса Христа. . . .» --Кюре д`Ар

Мы поклоняемся Богу своей верой, надеждой, любовью и совершенным смирением своих душ перед Его высочайшим величеством. Мы почитаем святых с чувством уважения и благоговения за те милости, которые Бог даровал им, за их добродетели, которые они развивали в себе, за славу, которой Бог увенчал их на небесах. Мы вверяемся им в своих молитвах.

«Это самая большая милость, которую Бог даровал святым - быть нашими покровителями и друзьями. Святой Бернард писал, что честь, которую мы воздаём им, меньше той милости, которая есть у них, чтобы помогать нам, и что мы можем взывать к ним с полным доверием, потому что они знают, насколько мы подвержены опасностям на земле, так как они помнят о угрозах, которыми сами подвергались во время своей земной жизни.» -- Кюре д`Ар.

Узы дружбы, которые связывает нас с святыми, и о которой напоминают праздники Церкви, не являются выдумкой фанатиков или дельцов. Общение святых отвечает насущным нуждам, и если мы отвергаем эту форму духовной жизни, то отдаляемся от источника божественной благодати и становимся ещё более слепыми, чем были до того.

Мы сами можем быть святыми и должны делать всё, чтобы стать ими.

«Святые, как и мы, были смертными, и так же, как и мы, слабы и подвержены страстям. У нас есть та же помощь, то же обилие благодати, те же таинства, и мы должны быть подобны им, отказываясь от мирских благ, остерегаясь греховного, насколько сможем, и оставаясь преданными праведности. Или святые должны стать для нас образцом, или будем прокляты; или будем жить для небес, или для ада. Среднего пути нет.» --Кюре д`Ар.

Церковь отмечает некоторые праздники в честь святых, начиная со времён раннего христианства. В трудах Тертуллиана (ум. 223 г.) и Григория Нисского (ум. 395 г.) имеются упоминания об отмечании памяти всех мучеников. В Низибийском гимне святого Ефрема (ум. 373) есть точное указание на праздник в честь «мучеников всей земли» в день 13 мая. Стоит отметить, что 13 мая, ок. 609 г., Папа святой Бонифаций IV освятил римский Пантеон в честь Богородицы и всех мучеников - ещё один пример того, как языческий культ был освящён христианством, для новой цели, посвящённой Богу. Досточтимый Беда пишет, что Папа хотел, чтобы «память обо всех святых в будущем могла заменить поклонение не богам, а демонам».

К 411 году, как указано в Кратком сирийском мартирологе, в сирийской Церкви пятница пасхального восьмидневия была посвящена празднику «всех мучеников».

Ещё начиная со времён святого Иоанна Златоуста (ум. 407), в византийской Церкви по воскресеньям после Пятидесятницы отмечалась память всех мучеников (Златоуст, Панегирик всем мученикам, пострадавшим по всему миру).

Не совсем ясно, почему на Западе 1 ноября стало днём всех святых. Известно, что к 800 году Блаженный Алькин (Alcuin) 1 ноября отмечал торжество solemnitas sanctissima, посвящённое всем святым, которому предшествовал трёхдневный пост. Его друг, епископ Зальцбурга Арно, возглавлял баварский синод в Германии, где этот день был включён в список праздников (Walsh).

Почему Церковь включила этот день в свой календарь? Чтобы чествовать всех святых - известных нам и неизвестных, пребывающих вместе во славе; чтобы воздавать Богу благодарение за милости, которыми Он увенчал избранных; чтобы побуждать нас смиренно подражать их добродетелям; чтобы просить о Божественной милости через помощь этих заступников; и чтобы исправить небрежение, когда не должным образом поклонялись Богу во дни их личных праздников.

Святой Бернард пишет: «Для нашей же пользы почитать память святых, а не для их. Хотели ли бы вы знать, отчего для нашей? Помня о них, я чувствую, я нахожу в груди моей утроенное, страстное желание - быть с ними, ощущать их блаженство и прибегать к их заступничеству.

«Во-первых, быть с ними. Думать о святых - в каком-то смысле видеть их. Тогда часть нас, и лучшая часть, - в стране живых, но только если наша любовь сопутствует нашим мыслям и памяти, и всё-таки мы не целиком там, как они. Святые находятся там, а мы - только мечтаем об этом. Ах! Когда же мы присоединимся к нашим отцам? Ну когда же мы уподобимся блаженным душам, патриархам, пророкам, апостолам, мученикам и девственникам? Когда вольёмся в хор святых?

«Память о каждом святом подобна искре, или, скорее, факелу, который зажигает наши души стремлением видеть и ощущать их, так что как будто мы уже вместе с ними. И из этого отдалённого места изгнания наши сердца стремятся иногда ко всем им, иногда то к одной, то к другой счастливой душе. Что за праздность, когда мы не устремляем души свои в середину этого радостного воинства, и потому впадаем в постоянную тоску! Церковь первенца ждёт нас; а мы медлим. Святые с нетерпением ждут нашего появления; мы же пренебрегаем. Поспешим же к тем, кто ожидает нас, направим к ним свои души со всем своим усердием.»

Во-вторых, он упоминает о желании их блаженства; и наконец, о помощи их заступничества, и добавляет: «Сжальтесь надо мной, сжальтесь надо мной, друзья мои. Вы знаете наши опасности, наш непрочный мир, наше невежество, уловки наших врагов; вы знаете нашу слабость и силу их атак. Потому я и взываю к вам, тем, кто прошёл через такие же ускушения; кто выдержал такие же натиски; кто не попал в такие же ловушки; и кто познал сострадание через собственное страдание. - Мы части единого Главы. - Ваша слава не станет совершенной без нас...» (Бернард Клервосский, 5-я проповедь de fest. omnium sanct., n. 5, 6).

В своей проповеди в канун праздника святых Петра и Павла, Бернард также пишет: «Тот, кто был силён на земле, ещё более силён и на небесах, где он стоит пред лицем Господа. И если у него было сострадание к грешникам, и он молился за них, живя на земле, то сейчас молится Отцу за нас ещё больше, прекрасно зная о всех наших нуждах и несчастьях; его блаженная страна не поменялась, но стала ещё милосердней. Он лишён теперь страстей, но не сочувствия: стоя перед троном милосердия, он наполнился состраданием. . . .»

Комментариев нет:

Ad majoram Dei gloriam!

Ad majoram Dei gloriam!
"Здоровье не лучше болезни, богатство не лучше нищеты, почести не лучше унижения, долгая жизнь не лучше короткой. Лучше то, что ведет и приводит к цели. Человек сотворен для того, чтобы хвалить Господа Бога своего, почитать Его и служить Ему, и чрез то спасти свою душу. Все же остальное, обретающееся на земле, создано ради человека, для того, чтобы помочь ему достичь цели, ради которой он сотворен. Отсюда следует, что человек настолько должен пользоваться всем созданным, насколько оно ему помогает в его цели, и настолько должен от него отказываться, насколько оно ему в этом мешает". св.Игнаций Лойола