26.2.08

Размышление месяца - февраль 2008

Исцеление как напоминание В одной из синагог учил Он в субботу; там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противящиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его. (Лука 13:10-17) В конце дискуссии, последовавшей за исцелением скорченной женщины, Иисус объявляет во всеуслышание о её истинной и уникальной идентичности: она дочь Авраамова (стих 16). И логично, что её истинная идентичность была явлена в день субботний. С Иисусом мы находимся не на уровне того, “что мы должны и не должны делать”, как привычно начальнику синагоги (стих 14), но на уровне того, “чем мы должны или не должны быть,” т. е. речь идёт о том, кто мы на самом деле есть. Начальник синагоги отсылает слушателей к Божией заповеди о соблюдении субботы в Книге Исход 20:9-11. Иисус же напоминает о том, как говорится о той же самой заповеди во Второзаконии 5:13-15: “… чтобы отдохнул ты. И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда.” Вот почему жещина должна была “освободиться” из своего рабства именно в субботу. Таким образом она стала живым знамением, напоминающим об избавлении Божием своим современникам. Что значит отдохнуть в Боге? Прежде всего, это значит помнить. Это значит увидеть нашу жизнь в ином, нерукотворном свете, увидеть, какие чудеса творит Бог прежде всего через нашу слабость. Для народа Божия это значило вспомнить о том, как они были рабами. Для нас это может значить, что память о наших внутренних ранах сделает нас более человечными, поможет увидеть Божье милосердие по отношению к нам и другим людям, открыть, возможно, заново нашу истинную идентичность. Скорченная женщина должна была “освободиться”. От чего нужно освободиться нам, чтобы стать теми, кто мы есть в действительности? Часто нам необходимо освободиться от излишней активности. Спрашивать себя не о том, что нам ещё нужно сделать, а о том, как мы можем делать меньше, чтобы освободить себя для более важного, насущного. Искушение может заключаться в желании делать всё больше и больше, из страха, что мы никогда не делаем достаточно, или из страха сказать “нет”, чтобы никого не расстроить. Также мы, возможно, желаем сделать всё сами, ничем не делясь с ближними. Однако мы призваны не делать больше, но, подобно скорченной женщине, быть большим, любить больше. Какое место я могу выделить в повседневной жизни для того, чтобы остановиться, отдохнуть в Боге? От чего мне нужно “освободиться”? Среди всех многочисленных дел, которыми я занят, какие вполне можно отставить в сторону?

Комментариев нет:

Ad majoram Dei gloriam!

Ad majoram Dei gloriam!
"Здоровье не лучше болезни, богатство не лучше нищеты, почести не лучше унижения, долгая жизнь не лучше короткой. Лучше то, что ведет и приводит к цели. Человек сотворен для того, чтобы хвалить Господа Бога своего, почитать Его и служить Ему, и чрез то спасти свою душу. Все же остальное, обретающееся на земле, создано ради человека, для того, чтобы помочь ему достичь цели, ради которой он сотворен. Отсюда следует, что человек настолько должен пользоваться всем созданным, насколько оно ему помогает в его цели, и настолько должен от него отказываться, насколько оно ему в этом мешает". св.Игнаций Лойола